Идея основана на использовании двойного информационного потока по вспомогательным производственным процессам. Мы научились хорошо контролировать основные производственные процессы. Например, при производстве стекла предприятие в совершенстве владеет технологией выпуска номенклатуры изделий. Точно известно количество потребных материалов, комплектующих, затраты труда и т.д. Но если мы рассмотрим энергоэффективность, умение использовать тепло от технологического оборудования, утилизацию тепла, эффективность использования воды для технологии и для хозяйственно-бытовых нужд, то здесь картина плачевная в подавляющем большинстве случаев. Средства направляемые на основную технологию расходуются вполне эффективно, а средства на коммуникации, составляющие значительную часть себестоимости, уходят как в бездонную бочку. И не понятно что с этим делать. Подобная ситуация в той или иной мере характерна всей нашей промышленности, сфере ЖКХ. Речь идёт не только о коммуникациях, но и о ремонтно-строительных работах, об инвестициях в производство.

Наша экономика крайне не эффективна. Этому есть масса причин, которые нам известны и считаются непреодолимыми в короткий срок. Мы попытались решить проблему с помощью старого доброго принципа - разделяй и властвуй. Для начала был определён источник потерь. Это в основном вспомогательные процессы, перечисленные выше. Основные нарушения вплоть до явления "откатов" процветают именно здесь. Вспомогательные процессы просто сложно контролировать. Собственник и руководство предприятий обычно не являются специалистами по обслуживающим процессам и лишь отдалённо представляют обслуживающие производственные процессы. Мы предложили простой и главное прибыльный способ решить проблему неэффективного расходования средств на вспомогательных процессах разделив работу между собственными службами предприятия и высокопрофессиональным Агентом или внутренней службой контроля (СВК) с расширенными функциями. Предпочтительней Агент. Причём функции поделены таким образом, что отдельно Агент и Собственная служба не могут игнорировать друг друга. Агент осуществляет функцию сбора внешней и внутренней информации о свойствах предмете закупок (в строительстве это форвардная смета определяющая предложенную Агентом технологию), а службы Предприятия принимают на основе собранной информации решение. Процесс выбора Поставщика и последующего контроля исполнения так же не обходится без Агента. Он готовит процесс так как он должен быть. Например, готовит и проводит конкурс в присутствии представителей Предприятия, но выбор делает представитель предприятия. Таким образом, мы одновременно сокращаем службы Предприятия до отдельных ведущих специалистов и связанные с ними расходы, добиваемся значительного повышения качества информации для принятия последующих решений за счёт более профессионального и мотивированного Агента, делаем невозможным ущерб интересам Собственника или руководителя, делаем процесс не чувствительным для сопротивления или саботажа со стороны влиятельных исполнителей (процесс Агента не зависит ни от кого кроме держателя договора).

Использование двух независимых исполнителей по одним и тем же процессам позволяет создать два (или более) информационных потока. Один поток идёт по традиционному пути в соответствии со структурой управления предприятия (она может быть любая, даже не процессного характера). Второй, минуя структуру управления напрямую от Агента к держателю договора (Руководитель или Собственник). Потоки образуются оппонирующими структурами и носят характер конкуренции по отношению друг к другу. Снижение качества по одному из потоков будет компенсироваться реагированием на это другим потоком информации. Сговор не возможен по определению. Для Агента это потеря репутации, а возможно и бизнеса. Описанная Система носит название DIS-system (система двойного потока информации или Double Information Stream System) и является основой технологии. Она имеет свойства саморегулируемой Системы. Общее название Системы TCPO или total control of procurement operations. Она включает ещё две подсистемы, но это уже слишком глубоко для первого ознакомления.

Практика применения показала её высокую эффективность. Общее снижение затрат на обслуживающих процессах в среднем составляет в первый год использования минимум от 10 до 30%. В перспективе затраты снижаются на 50% с учётом снижения затрат на содержание собственных служб, улучшение собственной инфраструктуры, снижения затрат на модернизации при использовании независимого Агента на долгосрочной основе. При этом предприятия не несёт никаких затрат денежных, временных, людских ресурсов.

Среда на предприятие становится условно прозрачной. Условно - по той причине, что Агент выполняет не только программу улучшения. Он может выполнять и программу противоположного характера не используя персонала предприятия. Мы сделали компромиссное допущение, что держатель договора, будучи заинтересован в использовании части дохода предприятия в собственных интересах в ущерб, например, интересам акционеров, совершенно не заинтересован в подобных нарушениях со стороны персонала ниже. Таким образом, мы исключаем необходимость искусственно созданной непрозрачной, а следовательно неэффективной, производственной среды. Те кто "может" (административный ресурс), получают инструмент не криминального контроля над ресурсами. Особенно актуальны новые инструменты контроля для высших руководителей государственных предприятий, а так же чиновников или групп чиновников способных принимать решения являющихся по сути Субъектами принятия решений (СПР). На настоящий момент контроль доступных ресурсов со стороны СПР осуществлялся посредством административного ресурса через административную ренту. Явление характерно не только для среды гос.служащих, но и для частных предприятий, включая иностранных агентов на внутреннем рынке (явление внутрикорпоративной коррупции). Контроль ресурсов с любой сверхзадачей практически исключает любую непрозрачность ниже по структуре управления СПР. Применение TCPO-system и DIS-system возможно использовать на одном отдельно взятом предприятии любой формы собственности и размера оборотного капитала, любого финансового положения, включая находящегося на грани банкротства, так как их внедрение не требует никаких затрат, а результатом может быть значительное высвобождение ранее неэффективно используемых средств. При расширении практики применения, использование Систем может привести к быстрой модернизации производственных отношений и переходу от чиновничьего периода развития общественных отношений к интеллектуальному периоду с потенциалом способном превзойти общественные и производственные отношения, достигнутые в развитых капиталистических странах. Уверенность в успешном распространении технологии заключается помимо отсутствия необходимости в каких-либо мобилизационных действиях, в таких свойствах Систем, как способность к саморегулированию и саморазвитию. Начатый однажды процесс может остановить только СПР, а появление независимых информационных потоков обеспечивают их конкуренцию и саморазвитие.

Данные Системы можно назвать той самой Архимедовой точкой приложения сил для кардинального изменения ситуации на отдельных производственных процессах, на предприятии, в каком-либо объединении, кластере, отрасли и, наконец, в экономике. При появлении прозрачности начнут работать все методики и технологии принятые на Западе и подразумевающие прозрачную среду. Нам не потребуется при этом вести дискуссии по принципу «пять пишем, три в уме». Более того, мы получаем готовый эффективный инструмент мониторинга среды предприятий, отраслей при применении различных технологий управления, не имеющего аналога на западе. Мы получаем инструмент, позволяющий гораздо более эффективно, чем на Западе решать задачи разделения труда в области логистики, выбора подрядчиков. Например, на Западе лет 30 - 40 назад появились PSP компании занимающиеся поставкой необходимых материалов и комплектующих для нескольких предприятий одновременно. У нас о них многие даже не слышали (настолько отстаём). Но эти компании используют информацию поступающую от служб предприятий. Предложения Предприятий разрознены, не учитывают возможностей предприятий получающих аналогичную продукцию, не вполне отвечают по свойствам материалов и комплектующих по обслуживающим процессам. Агент может предварительно консолидировать потребности как первоисточник, более мотивированно выбирать тот или иной предмет закупок (ведь именно он собирает первичную информацию), более точно согласовывать графики и условия поставки (именно он формирует перспективные планы закупок). И так далее. Основная проблема применения уже готового продукта, это отсутствие распространения информации, собранной за 8 лет практических работ и изысканий.

© 2010-2018. АСК - Кристалл. Все права защищены.